ЛАВРОВ Петр Лаврович

ЛАВРОВ Петр Лаврович
(1823-1900) - русский социолог, публицист, идеолог народничества 1860-х; в начале своей духовной карьеры - профессор математики. В 1868-1869 опубликовал "Исторические письма", ставшие настольной книгой радикальной молодежи России. С 1870 - за границей, издает газету "Вперед!".

Как ученый и мыслитель стремился к интегральному философскому синтезу всего, доступного человеческому познанию. По своим взглядам был близок к левому гегельянству и особенно позитивизму; к идеям последнего пришел самостоятельно еще до знакомства с Контом. Позитивизм рассматривался Л. не столько как философия, сколько как научный метод решения задач социальной науки. Характерный для взглядов Л. примат этики (практической философии) и сознания нравственного долга выразился в фундаментальной характеристике его мировоззрения - антропологизме: идее "цельного человека" как единственной реальности. С точки зрения антропологизма, невозможно познать сущность вещей и определить подлинную реальность, можно только гармонически объединить мир явлений, исходя из принципа скептицизма (критичности), не распространяющегося, однако, на область практической философии, где личность сознает себя свободной (хотя объективно, генетически это не так) и потому ответственной перед собой. Иными словами, антропологизм Л. оборачивается этическим имманентизмом: реально только то, в чем человеку дано действовать, т.е. история, движущей силой которой является мысль человека, открывающая простор для свободы. Тайна бытия сосредоточена в человеке, в его моральном сознании, а потому человек как неразделенное целое и является предметом философии, что делает неприемлемыми все традиционные философские школы (материализм, спиритуализм). Высший уровень философии - философия в жизни как единство нравственного идеала и действия. В этом пункте философия перерастает у Л. в социологию.

Л. считается основоположником социологии на русской почве, первым русским социологом. Рассматривая социологию в качестве завершения системы наук (антропологии) и отличая ее от исторической науки (сосредоточенной на социальной динамике), Л. определяет ее как науку о солидарности, ее формах и эволюции. Солидарность есть общность привычек, интересов, аффектов или убеждений, совпадение личного интереса с интересом общественным. Нужно не только теоретически исследовать явления солидарности, но и решить практическую задачу ее осуществления, что приводит Л. к выводу о наличии в социологии особого субъективного метода, выражающегося в неизбежной оценке любого исследуемого социального явления с точки зрения определенного нравственного идеала. В этом выявляется этическая доминанта социологии Л., фактически выступившего предшественником неокантианского подхода к обществу. Не принимая органицистских трактовок общества (Спенсер, Маркс), Л., считая личность единственной и исходной социальной реальностью, не отрицает реальность общества, которое, являясь сверхличным бытием, не может быть, однако, внеличным. Личности противостоит не общество как таковое, а культура в качестве совокупности склонных к застою социальных форм. История есть процесс переработки культуры мыслью с целью создания социальных форм, способствующих развитию индивида. А поскольку сознание существует только в человеке и не все люди в силу разных причин могут достичь высокого уровня самосознания, то реальными субъектами истории являются "критически мыслящие личности", способные выработать в себе высший нравственный идеал. Анализируя социальную мотивацию, Л. определяет в качестве высшего мотива потребность в развитии, которая наиболее присуща именно критически мыслящим личностям. Очевиден, т.обр., сугубый интеллектуализм Л. в понимании личности, к тому же он так и не смог найти выход из дуализма физической и этической детерминации индивида (особенно в поздних трудах, где Л. от рассуждений об идеальной личности обращается к анализу реального исторического процесса ее становления).

Философия истории Л. представляет собой теорию прогресса. Исходя из того, что история есть в конечном счете история мысли, посредством которой культура перерабатывается в цивилизацию, Л. дает следующую итоговую "формулу прогресса": прогресс есть рост общественного сознания и сознания индивидов, насколько они не препятствуют развитию солидарности, и рост солидарности, насколько она не препятствует развитию сознания и опирается на него. Историческая эволюция выступает как смена (под воздействием критической мысли) форм солидарности вплоть до достижения сознательной солидарности, совпадающей с социалистическим переустройством общества. В политической проекции взгляды Л. характеризуются критикой революционного авантюризма.

Другие сочинения Л.: "Очерки вопросов практической философии. I. Личность" (1860); "Три беседы о современном значении философии" (1861); "Опыт истории мысли. Т. 1. Вып. 1" (1875); "Очерк эволюции человеческой мысли" (1898); "Задачи понимания истории" (1898); "Важнейшие моменты в истории мысли" (1903); "Современное учение о нравственности и ее история" (1903-1904); "Этюды о западной литературе" (1923) и др.

Г.Я. Миненков


Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. . 2003.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ЛАВРОВ Петр Лаврович" в других словарях:

  • Лавров, Петр Лаврович — философ позитивистического направления, русский эмигрант. Род. в 1823 г.; окончил курс в артиллерийском училище; был преподавателем математики, помощником редактора "Артиллерийского Журнала", в 1861 64 гг. редактором выходившего тогда… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Лавров Петр Лаврович — (1823 1900), рус. философ, публицист, критик, идеолог народничества. В осмыслении личности и историч. значения Л. исходил из оценок В. Г. Белинского. В ноябре 1891 в собрании Об ва рус. студентов в Париже выступил с рефератом «Тогда и теперь. По… …   Лермонтовская энциклопедия

  • ЛАВРОВ Петр Лаврович — (1823 1900) российский философ, социолог и публицист, один из идеологов революционного народничества. Участник освободительного движения 1860 х гг. В 1868 69 опубликовал Исторические письма , пользовавшиеся большой популярностью среди… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЛАВРОВ Петр Лаврович — (1823 1900) философ, публицист, политический деятель. В 1837 1842 обучался в Петербургском артиллерийском училище; с 1846 проф. математики Петербургской военной академии; в 1858 произведен в полковники. В Вологодской губернии, куда Л. был сослан… …   Философская энциклопедия

  • Лавров Петр Лаврович (Миртов) — Лавров, Петр Лаврович известный писатель и политический деятель (1823 1900). Окончил курс в артиллерийском училище; был профессором математики, помощником редактора Артиллерийского Журнала , в 1861 1864 годах редактором выходившего тогда… …   Биографический словарь

  • Лавров Петр Лаврович — Лавров (Миртов) Петр Лаврович [2(14).6.1823, Мелехово, ныне Псковского района Псковской области, ≈ 25.1(6.2).1900, Париж], теоретик русского революционного народничества, философ, публицист, социолог. Родился в помещичьей семье. В 1842 окончил… …   Большая советская энциклопедия

  • Лавров Петр Лаврович — (1823 1900) один из вождей рев. народничества, математик и социолог, философ и поэт, публицист и лит. критик. Столбовой дворянин, сын псков. помещика. Окончил Петерб. артиллер. уч ще и дополнительно офицерский кл. при нем (1844). Позднее проф.… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Лавров, Петр Лаврович — Пётр Лаврович Лавров (псевдоним Миртов; 2 (14) июня 1823, Мелехово, Псковская губ.  25 января (6 февраля) 1900, Париж)  русский социолог, философ, публицист. Один из идеологов народничества. Содержание 1 Биография 2 Философские вз …   Википедия

  • Лавров Петр Лаврович — Пётр Лаврович Лавров (псевдоним Миртов; 2 (14) июня 1823, Мелехово, Псковская губ.  25 января (6 февраля) 1900, Париж)  русский социолог, философ, публицист. Один из идеологов народничества. Содержание 1 Биография 2 Философские вз …   Википедия

  • Лавров Петр Лаврович — (18231900) видный русский философ, теоретик революционного народничества. Родился в семье псковского помещика. В 1842 г. окончил Петербургское артиллерийское училище. Основные труды: «Гегелизм» (1858), «Практическая философия Гегеля» (1859), «Что …   Великие философы: учебный словарь-справочник

  • ЛАВРОВ Петр Лаврович — (1823 1900), русский социолог, публицист, теоретик народничества. Родился 2 июня 1823 в с.Мелехово Псковской губернии. В 1842 окончил Михайловское артиллерийское училище. С 1842 профессор математики Петербургской военной академиии. В 1866 Лавров… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»